1

 

 

 

Администрация Джанкойского района информирует о существующих формах устройства детей-сирот на воспитание в семью

24 октября 2016

Каждый человек достоин любви и заботы, каждый ребенок хочет иметь маму, а лучше сразу маму и папу. К сожалению, по самым различным жизненным обстоятельствам в наше время дети продолжают оставаться без попечения родителей. В отличие от взрослых и полностью дееспособных граждан, ребенок, в силу возраста, не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы во «взрослом» мире, неспособен сам себя прокормить, одеть и, тем более, воспитать.

Причины, по которым дети, остаются без родительского попечения самые разные, но наибольшую тревогу вызывает так называемое «социальное сиротство» - это когда дети, преимущественно из неблагополучных семей, остаются сиротами при живых родителях. Ранее такие дети, как правило, направлялись в детские дома и интернаты, после проживания в которых они сами не могли образовать устойчивые семьи, становились неблагополучными родителями и их дети так же попадали в интернат. Таким образом, круг социального сиротства воспроизводился по нескольку раз.

Одним из основных путей решения данной проблемы является семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей, в форме усыновления, опеки или приемной семьи. Если уж ребенка вынуждено забирают из семьи, важно поместить его не в детский дом или интернат, а в семьи, чтобы минимизировать его травматизацию от проживания в интернатных условиях.

Задача сегодняшнего дня - укреплять в общественном сознании мысль о том, что ребенка-сироту необходимо, прежде всего, устраивать не в государственное учреждение (детский дом или школа-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные препятствия. "Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, - гласит статья 123 Семейного кодекса, - на усыновление (удочерение), под опеку или в приемную семью, и только при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов…"

Не случайно сейчас семейные формы устройства получают государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но, прежде всего, семейное воспитание приносит пользу самим детям. Это общеизвестно, доказано судьбами детей и наукой, и не подвергается сомнениям.

Самыми известными, распространенными формами семейного устройства являются опека, приемная семья и усыновление.

В нашем районе все эти формы семейного воспитания имеют место. Вот несколько цифр: в Джанкойском районе проживает 197 детей, находящихся под опекой, 39 детей в приемных семьях, которых в районе 5, 49 детей в семьях усыновителей.

Теперь несколько слов о каждой форме устройства.

Самая распространенная форма – это опека (попечительство).

Опека (попечительство) - устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство - в возрасте от четырнадцати до 18 лет.  До сих пор распространенным является мнение, что под опеку ребенок передается только тем, кто связан с ним родственными отношениями. Но это не так. Чтобы стать опекуном, совсем не обязательно быть родственником.

Обратимся к основному закону, посвященному вопросам семейного права, - Семейному кодексу Российской Федерации.

Ни одна статья закона не ставит такого условия. В ст. 146 Семейного кодекса предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна, назначая ребенку опекуна, специалисты органа опеки обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, то следует учесть, как относятся к ребенку члены семьи кандидата в опекуны, а также обязательно спрашивается и учитывается при назначении опеки желание самого ребенка.

Стоит знать, что не всякий человек, изъявивший такое желание, может стать опекуном.

Не назначаются опекунами лица: 
- лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, 
- отстраненные от выполнения обязанностей опекунов, 
- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.

Вот такие нравственные критерии отбора опекунов определяет закон. Как мы видим, никаких возрастных ограничений или ограничений, связанных с полом, родственными или семейными отношениями закон не вводит.Хотя стоит заметить, что если опекунами являются престарелые родственники ребенка (бабушки, дедушки), а опекаемые - подростки, из-за большой разницы в возрасте в отношениях между ними возникает довольно много проблем, которые разрешить без помощи специалистов опекунам часто не под силу, и они нуждаются в помощи психологов, социальных работников и педагогов.

Кроме тех ограничений, что мы назвали выше, законом предусмотрены ограничения, связанные с состоянием здоровья людей, которые изъявляют желание стать опекунами.

Правительство РФ  специальным постановлением утвердило перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, взять в приемную семью: 
- туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета, 
- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, 
- злокачественные онкологические заболевания всех локализаций, 
- наркомания, токсикомания, алкоголизм, 
- инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, 
- психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, 
- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

С чего начать, чтобы оформить опеку? Сразу скажу, что все вопросы по устройству детей, оставшихся без родительского попечения решают органы опеки и попечительства. В нашем районе начинать нужно с отдела по делам несовершеннолетних и защите прав детей администрации Джанкойского района.

Будущий опекун должен написать заявление на имя главы администрации о назначении его опекуном и представить в орган опеки пакет документов

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление); 
  б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги)

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства; 


г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования за преступления.
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации; 
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); 
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью; 

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении курсов подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено)

к) автобиография. 

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

На основании этих документов и документов ребенка орган опеки готовит представление главе администрации об установлении опеки над несовершеннолетним.

Решение (постановление) о назначении опеки принимается главой местной администрации, где находится ребенок.

В нем могут указываться сроки, на которые устанавливается опека (если она устанавливается временно), место проживания опекаемого. Следует отметить, что принятое решение действительно на территории всей России и тех стран, которые подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1994 г.)

Одновременно с установлением опеки решается вопрос - будет ли получать пособие опекаемый. Денежные средства выплачиваются опекунам на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря. Размер выплаты определяется постановлением правительства Республики Крым. Поэтому размеры пособий в разных регионах России могут отличаться. Если опекун, получающий денежные средства на опекаемого, переезжает на новое место жительства, он начинает получать эти средства после того как орган опеки получит личное дело подопечного, и получает эти средства с того времени, с какого она была прекращена по прежнему месту жительства.

Нужно знать, что такие денежные средства не назначаются и не выплачиваются на тех подопечных, родители которых: 
- могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку другим лицам, 
- находятся в длительных служебных командировках, 
- проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания. 
Не назначаются и не выплачиваются эти средства на подопечных, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях или в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Дети, которые находятся под опекой, получают причитающиеся им алименты и пенсии, пособия и другие социальные выплаты, предусмотренные законами и постановлениями. Кроме того, опекаемые дети пользуются гарантиями, предусмотренными специальным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. предусматриваются гарантии на образование, медицинское обслуживание, труд, имущество и жилое помещение.

Если у ребенка есть право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, то оно сохраняется за ним. Если же жилое помещение у ребенка отсутствует, то он имеет право на получение жилья в соответствии с жилищным законодательством и законом "О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", из специализированного жилищного фонда.

Опекун обязан заботиться о ребенке, создавать ему нормальные условия для содержания, воспитания и образования, обеспечивать ему всестороннее развитие, уважать человеческое достоинство.

Иногда возникают вопросы о том, можно ли брать под опеку больного ребенка или ребенка-инвалида. Инвалидность любой степени тяжести, наследственное или соматическое заболевания - не являются препятствием для устройства в семью, где о нем будут заботиться. В таких случаях опекун выполняет две функции: воспитателя и лица, обеспечивающего уход за подопечным.

Для того чтобы права ребенка не нарушались, органы опеки обязаны осуществлять контроль за тем, как живется ему в семье опекуна (статья 147 СК).  Специалисты органа опеки осуществляют плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводятся:

1 раз в течении первого месяца после принятия ребенка в семью;

1 раз в три месяца в течении первого года после принятия ребенка в семью;

1 раз в 6 месяцев в течении второго т последующих лет после принятия ребенка в семью.

Контроль имеет две функции: с одной стороны - оказывать помощь в решении проблем, возникающих между опекуном и опекаемым, советами и рекомендациями психолого-педагогического свойства. А с другой стороны – осуществления контроля за надлежащим выполнением опекуном  своих обязанностей по содержанию, обучению, воспитанию подопечного, защите его имущественных и жилищных прав.

Усыновление (удочерение)

Среди форм семейного воспитания, усыновление признается законом приоритетным, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, какими они могли бы быть в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным. Между усыновителем и усыновленным ребенком устанавливаются такие же правоотношения, как и между кровными родителями и детьми.

Особенностью усыновления является то, что оно устанавливается в судебном порядке. В отношении российских граждан решение об установлении усыновления принимается городским (районным) судом по месту нахождения (жительства) ребенка.

Остановимся на наиболее существенных моментах процедуры усыновления.

Прежде всего, нужно знать, что не каждый ребенок, находящийся в доме ребенка, детском доме, приюте или больнице может быть усыновлен, а только тот, кто имеет для этого правовые основания.

Правовыми основаниями являются обстоятельства, когда единственный родитель или оба родителя:

-умерли; 

-неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

-признаны судом недееспособными; 

-лишены судом родительских прав;

-дали в установленном порядке согласие на усыновление; 
-по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания

Все эти обстоятельства должны быть подтверждены документально. Смерть родителей подтверждается свидетельством о смерти, либо специальной справкой, выданной органом ЗАГСа.

Признание судом родителей неизвестными, безвестно отсутствующими или объявленными умершими, недееспособными, лишенными родительских прав, или по неуважительным причинам, уклоняющимся от воспитания и содержания ребенка более 6 месяцев, подтверждается заверенной копией решения суда. А эта процедура довольно длительная и хлопотливая.

Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении, может быть осуществлено при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок.

Статьей 127 СК РФ определены критерии для тех граждан, которые могут усыновить ребенка.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1. лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2. супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3. лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4. лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;

5. бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6. лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

7. лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

8. лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

9. лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Обращаем внимание на то, что в законе не говорится о том, что усыновителями может быть только семейная пара. Довольно много случаев, когда ребенок усыновляется одиноким гражданином (гражданкой). Поэтому никто не вправе отказать человеку, желающему усыновить ребенка на том основании, что у него "неполная семья".

Законами России не устанавливается также предельный возраст усыновителей, несмотря на неоднократные предложения ввести возрастные ограничения для усыновителей. Законодательствами некоторых стран (Италия, Голландия и др.) такие ограничения введены. Статья 128 СК предусматривает только, что разница в возрасте между усыновителем, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16-ти лет. Но если суд признает какие-то причины уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

В России есть ограничения, связанные с состоянием здоровья кандидатов в усыновители, определенные в том перечне, на который мы уже ссылались выше.

Довольно часто возникает вопрос как должны действовать те граждане, которые хотят усыновить ребенка? 

Из-за незнания люди обращаются к знакомым или в детские учреждения (дома ребенка, детские дома, больницы). Нужно знать, что закон обязывает руководителей воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, предупреждать граждан, обращающихся к ним с просьбой об усыновлении ребенка, что все действия, связанные с устройством детей, подлежащих усыновлению, осуществляются только органами опеки и попечительства.

Любая посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, наказывается в уголовном порядке.

Именно органу опеки по закону доверен весь порядок устройства детей-сирот. И порядок этот в настоящее время подробно расписан и требует от усыновителей большого терпения и определенных усилий.

 Каков же он этот установленный порядок?

Россияне, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:

1. краткая автобиография;

2. справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;

3. копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

4. справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

5.  копия свидетельства о браке (если состоят в браке);

6. медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Документы, перечисленные в подпунктах 2-4, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья - в течение 3 месяцев.

Гражданину нужно также предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иной документ, удостоверяющий личность.

Принявший представленные документы специалист органа опеки информирует граждан, желающих усыновить ребенка о том, что для подготовки заключения о возможности быть усыновителями будет составляться акт по результатам обследования условий их жизни. Для этого нужно договориться и согласовать время проведения обследования.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве кандидатов в усыновители. В случае возникновения спорных или сомнительных ситуаций орган опеки вправе предложить лицам, желающим усыновить ребенка, пройти дополнительное собеседование с психологом, юристом, если такие возможности имеются.

Составленное заключение подписывается теми, кто его составлял, руководителем органа опеки, заверяется печатью и первый экземпляр выдается на руки заявителям. Положительное заключение о возможности быть усыновителями является основанием для того, чтобы поставить на учет в качестве кандидатов в усыновители по месту жительства и приступить к подбору ребенка. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители, орган опеки доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

Обращаем внимание на то, что отказ должен быть оформлен письменно и выдан на руки вместе со всеми документами. Если вы не согласны с заключением, вы вправе обжаловать его в судебном порядке.

Специалисты органа опеки и попечительства обязаны дать разъяснения об условиях усыновления, правах и обязанностях, возникающих в результате усыновления, о детях, подлежащих усыновлению и другим вопросам, связанным с усыновлением.

После постановки на учет орган опеки представляет кандидатам в усыновители имеющуюся у них в банке данных информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, в случае затруднений помогает определиться с выбором пола, возраста ребенка. После того, как подобрана соответствующая кандидатура, выдается направление для посещения ребенка (детей) в то учреждение, где он живет или находится.

Со специалистом органа опеки можно посоветоваться, как организовать встречи с ребенком, уточнить порядок и последовательность действий после того, как будет принято или не принято решение об усыновлении конкретного ребенка. Подчеркиваем, что все эти действия выполняться должностными лицами безвозмездно.

В учреждении, где находится ребенок, кандидаты в усыновители имеют право получить подробную информацию о нем, а не только анкетные данные. Здесь вас обязаны познакомить со всеми документами усыновляемого ребенка. Кандидаты могут получить сведения о наличии у него родственников.

Кроме того, они вправе обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, и подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Кандидаты в усыновители обязаны лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт.

Последовательность действий может быть разной. Можно сначала ознакомиться с документами, а затем познакомиться с ребенком, а можно и наоборот.

О своем окончательном решении нужно обязательно известить специалиста органа опеки. Если вы по каким-либо причинам не захотели усыновить предложенного ребенка, вам могут дать направление для посещения другого ребенка. Закон не устанавливает каких-либо квот или ограничений.

Если кандидаты в усыновители не смогут подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, они вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства, т.е. Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Закон предоставляет право кандидату в усыновители так же обратиться с заявлением о подборе ребенка в любой регион России, и в Министерство образования РФ, которое обязано оказывать содействие в устройстве детей-сирот в семьи.

Для получения этих сведений кандидаты в усыновители подают заявление с просьбой о подборе ребенка на усыновление и предъявляют заключение органа опеки, составленное по месту жительства кандидатов о возможности быть усыновителями (заключение действительно в течение года со дня его выдачи).

Соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Министерство образования Российской Федерации подбирает для кандидатов в усыновители ребенка, находящегося на учете, выдает им направление для посещения конкретного ребенка по его месту жительства (нахождения).

После того, как осуществлен подбор ребенка, решение вопроса об установлении усыновления решается в судебном порядке. Для этого кандидаты в усыновители подают в суд по месту жительства (нахождения) ребенка заявление с просьбой об усыновлении.

Дела об установлении усыновления рассматриваются судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка на закрытом заседании с участием органа опеки и представителя прокуратуры.

Орган опеки представляет в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком. Кроме того, в суд представляются все документы, подтверждающие правовые основания для усыновления этого ребенка, медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка, согласие учреждение, в котором находится ребенок на его усыновление. Судья вправе истребовать любые другие документы, как от кандидатов в усыновители, так и от органов опеки.

При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие. Согласие ребенка выявляется специалистами органа опеки и отражается в отдельном документе либо в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.

Однако следует учитывать, что если до подачи заявления об усыновлении в суд ребенок проживал в семье усыновителя (ей) и считал его (их) своим родителем, усыновление, в виде исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого, если это соответствует интересам ребенка.

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка (далее именуется - решение суда). В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом решение суда вступает в силу по истечении десяти дней. Хотя при исключительных обстоятельствах оно может быть обращено судом к немедленному исполнению (статья 211 ГПК РСФСР).

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Получив решение суда, органы регистрации актов гражданского состояния производят государственную регистрацию факта усыновления, выдают свидетельство об усыновлении и выписывают новое свидетельство о рождении ребенка, в котором указаны новая фамилия (имя) ребенка и фамилия и имена новых родителей.

Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, и решения суда.

В целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания.

Орган опеки и попечительства, на территории которого было произведено усыновление ребенка, обязан в 7-дневный срок после вступления в силу решения суда направить в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя (ей) с усыновленным ребенком соответствующую информацию для организации контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. При передаче указанных сведений должна быть сохранена тайна усыновления. Лица, виновные за ее разглашение, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 155 УК РФ).

Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится специалистом органа опеки и попечительства так же как и опекаемого ребенка. Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится с сохранением тайны усыновления.

Приемная семья

Приемная семья отличается от опеки (попечительства) тем, что имеет договорной способ оформления отношений, т.е. граждане принимая на воспитание в свою семью чужого ребенка, оформляют с органом опеки и попечительства договор, где прописаны обязанности сторон и сроки нахождения ребенка в семье. За ребенком сохраняются его прежние Ф.И.О., продолжает осуществляться выплата пенсии, алиментов. Воспитанием ребенка в приемной семье осуществляется обоими супругами, которые являются законными представителями ребенка. Однако и одинокий человек вполне может заменить осиротевшему ребенку семью и дать в жизни все необходимое.  Помещение ребенка, достигшего 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. На содержание ребенка  ежемесячно выплачиваются денежные средства, кроме того, приемному родителю производится выплата вознаграждения за воспитание ребенка в семье.

Приняв решение создать приемную семью, граждане (отдельный гражданин) подают в орган опеки заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К этому заявлению прикладываются те же основные документы, что и для оформления опеки (справки о доходах, документы о наличии жилья, медицинскую справку о состоянии здоровья, копию свидетельства о браке для тех, кто состоит в браке и документы, удостоверяющие личность и.д.).

Для того чтобы подготовить такое заключение, орган опеки составляет акт обследования жилищных условий. На основе перечисленных документов, а также учитывая личные качества граждан, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, орган опеки в течение 20 дней должен составить заключение о возможности быть приемным родителем.

Положительное заключение дает основание для подбора ребенка (детей) в приемную семью. Для этого приемным родителям выдается направление в то учреждение, где находится ребенок.

В отличие от усыновления в приемную семью могут передаваться не только дети, имеющие определенный правовой статус, но и те, у кого родители находятся в заключении, не лишены родительских прав, а по состоянию здоровья не могут выполнять родительские обязанности. В приемную семью может помещаться и такой ребенок, родители которого находятся в розыске. Дело в том, что срок, на который ребенок передается в приемную семью на воспитание, может быть различен - от 1 месяца и до совершеннолетия ребенка.

Администрация учреждения, в котором находится ребенок, обязана познакомить приемного родителя со всеми имеющимися у них документами ребенка и заключением экспертной комиссии о состоянии его здоровья.

После подбора ребенка приемные родители пишут заявление с просьбой о передаче им на воспитание этого ребенка в орган опеки по месту нахождения ребенка, прикладывая к нему заключение о возможности быть приемными родителями и все перечисленные выше документы.

На этом основании между приемными родителями и органом опеки по месту нахождения ребенка заключается договор о передаче ребенка на воспитание. Если приемные родители берут на воспитание нескольких детей, то такой договор заключается на каждого ребенка отдельно.

Подчеркиваем, что к составлению договора нужно отнестись не формально, несмотря на то, что существует определенная форма. В договоре, кроме срока на который помещается ребенок, обязательно оговариваются условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности органов опеки по отношению к приемной семье, а также условия и последствия прекращения договора.

Приемные родители принимают на себя, как и опекуны, все заботы о ребенке, защите его прав и отстаивании интересов. Они должны обеспечивать ему нормальные условия для содержания, воспитания и образования, обеспечивать ему всестороннее развитие, уважать человеческое достоинство, заботиться о его здоровье. Особенностью этой формы семейного воспитания является и то, что ребенок имеет право на поддержание контактов с кровными родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка и не вредит его нормальному развитию и воспитанию.

Приемные родители, как и опекуны, получают пособия на содержание ребенка и все причитающиеся ему алименты, пенсии, социальные выплаты и гарантии. Сохраняются все жилищные права ребенка. Приемный родитель, как и опекун, обязан тратить эти средства на содержание ребенка, а не на личные нужды. Для этого они в письменной форме ведут учет приходов и расходов. Раз в год сведения о том, как израсходованы средства, предоставляются в органы опеки. Никто не вправе изымать сэкономленные в течение года средства.

В отличие от опеки и усыновления законодательство предусматривает оплату труда приемных родителей. Размеры этой оплаты и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются региональным законодательством в зависимости от количества взятых на воспитание детей.

Мы неоднократно убеждались в том, что население и даже социальные педагоги слабо информированы о том, что кроме усыновления, над ребенком может быть установлена опека или создана приемная семья, которая будет не только получать пособие на опекаемого, но и работать, получая заработную плату.  Слабая информированность населения о том, что дети, лишенные родительской заботы, могут помещаться в семьи на разных условиях, является одной из причин почему дети, оставшиеся без родительского попечения все еще направляются в госучреждения.

В Российской Федерации вопросам семьи и детства уделяется особое внимание на всех уровнях власти. Президент РФ В.В. Путин выделил проблему демографии как основную. Серьезные изменения акцентов в социальной политике России происходят в сфере защиты детства. Государство ставит перед собой новые задачи: укрепление системы защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в ней; профилактика социального сиротства; внедрение новых технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка, учить его добру, уважению к старшим, трудолюбию, любви к своей семье, своей Родине.

Своей главной задачей в сфере защиты прав детей администрация района видит предупреждение социального сиротства, а уж если дети остались без родительского попечения, то приложение максимальных усилий для устройства детей в семью.

Надеемся, что информация, изложенная в статье, поможет тем, кто уже задумывался о том, чтобы взять в свою семью ребенка, и даст повод задуматься тем, кто считает, что проблема детского сиротства далека от его семьи.

Дарите добро и оно вернется к Вам втройне!

Другие сообщения
 
21 июля 2020
Согласно повестке дня на заседании было рассмотрено 12 вопросов, 7 из которых – протоколы об административных...
 
 
17 июля 2020
С мая 2015 года в Республике Крым работает круглосуточный детский «телефон доверия» с номером +7 978...
 
 
07 июля 2020
Согласно повестке дня рассмотрено 8 вопросов, 2 из которых – протоколы об административных...
 
 
25 июня 2020
Цель встречи - повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при...
 
 
Информация

1

1

1

1

1

 

Информация

1

1

1

Календарь новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Ссылки
 

Карта территорий Джанкоя

 

1

1

Центр занетости

Инспекция по труду Республики Крым

Постоянное представительства Республики Крым

Субекты Российской Федерации

Официальный портал интернет портал правовой информации

Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Крым

Управления ФМС по Республике Крым и по г.Севастополь

Управление ГИБДД МВД по республике Крым

Пенсионный фонд РФ

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Крымскому ФО

Информация для органов местного самоуправления

Народное ополчение Республики Крым

Прокуратура Республики Крым правовое просвещение

Уполномоченный  по защите прав предпринимателей в Республике Крым

Счетная палата Республики Крым

Контакты
  • Приемная: (36564) 3-34-34
  • Отдел делопроизводства и контроля аппарата: (36564) 3-24-41
  • E-mail: delo@dzhankoy-rayon.rk.gov.ru
  • Мы в социальных сетях: 
Подписка на новости