Соблюдения законодательства по защите прав потребителей на предприятиях общественного питания
21 ноября 2018
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 28.07.2012; далее - Закон № 2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В сфере защиты прав потребителей услуг общественного питания таким документом, в частности, являются Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (в ред. от 04.10.2012 (далее - Правила № 1036). Наряду с услугами общественного питания в рассматриваемой сфере широкое распространение имеет изготовление и продажа полуфабрикатов, готовых блюд. В этих случаях к отношениям, возникающим между исполнителем и заказчиком, применяются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (в ред. от 04.10.2012).
Согласно ст. 8 Закона № 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Для организаций общественного питания перечень такой информации и порядок ее доведения до потребителей содержатся в Законе № 2300-1 и Правилах №1036. Так, потребителю должна быть предоставлена следующая информация:
1. Информация об исполнителе. На вывеске организации исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место её нахождения (адрес), тип, класс заведения.
Индивидуальный предприниматель должен указать информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. В любом удобном для ознакомления месте должна быть также представлена информация о номере, сроке действия лицензии, органе, ее выдавшем.
2. Информация о режиме работы. Следует отметить, что режим работы по общему правилу устанавливается исполнителями самостоятельно. Информация о нем указывается на вывеске организации.
3. Информация об услугах, предусмотренная п. 12 Правил № 1036, которая включает в себя:
· перечень услуг и условия их оказания;
· цены в рублях и условия оплаты услуг;
· фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
· сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
· сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
· обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.
Согласно п. 13 Правил № 1036 вышеуказанная информация доводится до сведения потребителей посредством их ознакомления с меню, прейскурантом или иными способами. В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя). При этом потребитель должен иметь возможность ознакомиться с меню, прейскурантами и условиями обслуживания не только в зале обслуживания, но и за его пределами, поэтому данную информацию рекомендуется размещать у входа в заведение.
4. Информация о сертификации услуг. В настоящее время услуги общественного питания не подлежат обязательной сертификации, однако согласно ст. 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 03.12.2012) исполнители вправе проводить добровольную сертификацию. Она осуществляется в целях удостоверения соответствия услуг техническим регламентам, сводам правил, стандартам, условиям договоров, для содействия приобретателям в компетентном выборе услуг, повышения конкурентоспособности услуг.
При наличии добровольной сертификации нужно ознакомить потребителя с подлинником сертификата или его копией, заверенной держателем сертификата, нотариусом или органом по сертификации услуг, выдавшим сертификат.
5. Информация о правилах оказания услуг. Текст таких правил необходимо разместить в доступном для ознакомления месте.
Согласно п.8 Правил №1036, исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
На основании п. 16 Правил № 1036 исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами. Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда предоставление льгот для отдельных категорий потребителей предусмотрено законом.
При этом согласно п. 2 ст. 16 Закона № 2300-1 нельзя связывать приобретение одной услуги с обязательным приобретением другой. В противном случае, потребитель имеет право на возмещение убытков.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 г.№29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» исполнитель обязан готовить блюда в соответствии с техническими документами при соблюдении требований нормативных документов. На основании п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 г № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при приготовлении блюд нужно использовать сырье, соответствующее требованиям нормативных документов.
Основными нормативно-технологическими документами для предприятия общественного питания применяются: Сборники рецептур блюд и кулинарных сзделий,1981 г., 1983 г.,1996 г.,1998 г.; Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России 1992 г. В диетических столовых применяется Сборник рецептур блюд и диетического питания для предприятий общественного питания , 1988 г.
Сборником рецептур руководствуются при составлении калькуляционных карточек, в которых указываются нормы вложения сырья, выход и продажная цена готового блюда, технико-технологических и технологических карт.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ УСЛУГ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает ответственность должностных и юридических лиц:
· за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных требований (ст. 14.4 КоАП РФ);
· за обман потребителей (ст. 14.7 ч.1 КоАП РФ);
· за нарушение права потребителя на информацию, за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ст. 14.8 КоАП РФ).
|
|
Территориальным отделом Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и Городу Севастополю в течение...
|
|
|
|
Профессиональная деятельность сотрудников предприятий общественного питания сопряжена со значительными физическими...
|
|
|