Размер шрифта: А А А Оформление: Обычная версия сайта

Выставка в музее ко Дню ремесленника, посвященная 110-летию со дня рождения мастера народного творчества Веры Сергеевны Роик

31 марта 2021

30 марта в России отмечают  День ремесленника. Международный день ремесленника – этот праздник посвящен творениям, ценность которых такова, что их невозможно оценить по-настоящему. Ремесла и прикладное искусство – это один из оригинальных способов распознания племен. Потому что эти произведения созданы из глубин культуры и верований.

1

Ко дню ремесленникамДжанкойский районный историко-краеведческий музей  подготовил выставку, посвященную 110-летию  со дня рождения мастера народного творчества,  крымской мастерицы, вышивальщицы  Веры Сергеевны Роик. Фотовыставка творческих работ В.С. Роик  размещена в оконной витрине музея.

1

Вера Роик – заслуженный художник и лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым, Герой Украины. Она освоила вышивальные техники многих стран, проявила себя не только как мастер и художник, но и как собиратель, исследователь, пропагандист народного творчества, как педагог и создатель крымской школы украинской народной вышивки. При жизни Веры Роик состоялось 148 персональных выставок в России, Украине, Германии, Болгарии, Турции и других странах.

1

Прожив долгую, насыщенную жизнь Вера Сергеевна внесла огромный вклад в развитие традиционной народной культуры восточных славян. Основными задачами всей жизни Веры Роик были сохранение древнего народного ремесла – вышивки и оставить после себя людей, способных продолжать традиции. 

1

Стремление украсить себя и свою одежду, желание выделиться чем-нибудь среди себе подобных было свойственно человеку даже в первобытные времена. Вышивание как ремесло было известно с глубокой древности. Но тогда это было не увлечение, не хобби конечно же, а жизненная необходимость. Древние люди были очень суеверны и с помощью вышивки, украсив ею одежду, предметы быта, жилище, надеялись защитить свой очаг от бед. Выглядело это ремесло совсем иначе, нежели сейчас: вместо привычных для нас игл использовались кости животных, а нитками служило все, кроме ниток - волокно конопли, человеческий волос, а основным сырьем были жилы животных.

1

Через много лет люди научились изготавливать иглы, прясть ткань и нитки. С тех пор вышивка приобрела привычный для нас вид. Первые упоминания о такой вышивке появились 4-5 тыс. лет до н.э.  Свой узор существовал у каждого народа, племени, рода.  Вышивка имела отношение ко многим обрядам и являлась своеобразной книгой, где каждый элемент имел собственное значение и читался словно буква.

1

Развитие вышивания на Руси – искусство древнее. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета. Это свидетельствуют о раннем происхождении вышивки у древних славян.

Все женщины на Руси, из поколения в поколение, передавали не только свое мастерство, но и знания узоров, их сакральное значение и использование на тех или иных бытовых предметах. Обучались вышивке девочки с 5-6 лет, как только могли держать иголку в руке. Свой сундучок невесты девочка готовила сама, повторяя узоры своего рода для своей будущей семьи, тщательно складывая вышитые и сотканные предметы в сундучок, который переезжал вместе с ней в дом мужа.

С развитием христианства и строительством монастырей на Руси и появлением моды на византийский стиль, при храмах и монастырях появились вышивальные мастерские. Девочки стали обучаться вышивке у монахинь, обладающих большими знаниями.

В эпоху Петра I, с приходом моды на европейский стиль и тонкие вышивки и кружева, изменился интерес к вышивке. Параллельно с народной и церковной вышивками появилась светская – городская мода.

В начале XVIII века после издания немецкой книги сказок братьев Гримм (1810 г.) на традиции крестьянской культуры стали обращать внимание ученые во всех странах мира, в том числе и в России. Этнографы, художники, фабриканты стали собирать коллекции народного орнамента.

В дворянских усадьбах появляются светлицы, изготавливающие вышитые работы по задумкам художников и западным альбомам.

Интерес к вышивке охватил все слои населения. Городская мода изменялась в соответствии с появлением различных стилей и направлений в искусстве.

По вышивкам можно проследить моду на барокко, классицизм, ампир, модерн и др. в светских кругах русского общества. В крестьянской среде также проходили изменения. В каждой губернии сложились свои традиции.  В это время вышивание достаточно распространилось в России как промысел. Было образовано немало артелей, где специально обученные мастерицы выполняли работу по заказам на продажу. Отдельные крестьянки, отучившись в дворянских мастерских самостоятельно зарабатывали своим ремеслом, сдавая скупщикам готовые работы.

Как бы там ни было, одно очевидно - это ремесло, проверенное временем, по праву может считаться искусством. Шло время, человеческий разум совершенствовал всё вокруг себя, на смену суевериям приходил прогресс. Вещи, украшенные вышивкой, перестали быть только лишь оберегом. Сегодня этот вид творчества ничуть не менее популярен, чем в прошлом, позапрошлом и прочих веках.  Вышивание превратилось в приятный досуг, а предметы, украшенные вышивкой - стали модным аксессуаром. Модельеры используют узоры народной вышивки для создания новых коллекций, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Древнерусская  вышивка не потеряла своего очарования  и сегодня.   Вышивка в народном стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.

Другие сообщения

 
03 июня 2022
Участие в конкурсе приняли более 70 человек из Севастополя, Алушты, Евпатории, Симферополя, Джанкойского и...
 
 
01 июня 2022
Победителями конкурса стали Веселовский и Колосковский сельские...
 
 
30 мая 2022
В финал конкурса вышла библиотекарь Лобановской библиотеки Анна...
 
 
23 мая 2022
В течение всей акции гости музея имели возможность  свободно посетить все экспозиции, постоянные и временные...