Разработка номенклатуры дел администрации

Джанкойского района и ее структурных подразделений 

1. Общие положения

Функционирование юридических и физических лиц различных форм собственности: государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, в том числе структурных подразделений муниципальной администрации, сопровождается созданием документации.

Организации, независимо от сферы деятельности и формы собственности имеют аналогичные типовые управленческие функции и соответственно типовые управленческие системы документации.

Документация организации является объектом делопроизводства.

Делопроизводство – это сфера практической деятельности, которая документально обеспечивает функционирование каждого государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

Рациональное ведение делопроизводства, определение единых сроков хранения однотипных дел, упорядочение учета и формирования документов по делам на стадии делопроизводства невозможны без номенклатуры дел.

Номенклатура дел – систематизированный перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения, по установленной форме.

Сводная номенклатура дел организации составляется на основе номенклатур дел структурных подразделений и утверждается руководителем организации.

Номенклатура дел организации является документом многоцелевого назначения:

1. является специальным классификационным справочником  и предназначена для систематизации документов;

2 содержит информацию о сроках хранения документов. Каждый документ, помещенный в дело и включенный в номенклатуру, имеет планируемый срок хранения.

Таким образом, с помощью номенклатуры дел проводится первый этап экспертизы ценности документов.

3. В номенклатуре закреплена за каждым делом индексация. В

соответствии с этим индекс дела по номенклатуре зачастую является составной частью регистрационного номера документа.

4. Номенклатура имеет справочное значение при изучении структуры

организации.

5. Является основой для составления описей дел постоянного и

временного хранения и основным учетным документом в делопроизводстве.

При составлении номенклатуры дел следует руководствоваться:

·                     уставом или положением об организации,

·                     положениями о структурных подразделениях,

·                     штатным расписанием,

·                     номенклатурой дел организации за прошлый год,

·                     описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения,

·                     типовыми, ведомственными перечнями архивных документов с указанием сроков их хранения,

·                     типовыми и примерными номенклатурами дел.

2. Структура Примерной номенклатуры дел 

Примерная номенклатура дел построена по функциональному принципу и включает следующие разделы:

01. Организация системы управления:

         - распорядительная деятельность;

- организационные основы управления;

- деятельность совещательных органов при администрации, комиссий администрации муниципального образования;

- контроль и работа по обращениям граждан;

- правовое обеспечение деятельности;

- документационное обеспечение управления и организация хранения документов;

- программное обеспечение и информационные технологии;

- бухгалтерский учет и отчетность;

- кадровое обеспечение.

         Отраслевые управления и отделы:

02 Экономика и прогнозирование

03 Сельское хозяйство

04 Муниципальное имущество и земельные ресурсы

05 Закупки на контрактной основе. Муниципальный заказ

06 Архитектура и градостроительство

07 Жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт

08 Учёт и распределение жилой площади

09 Культура

10 Молодёжная политика, физкультура и спорт

11 Охрана труда и техники безопасности

12 ГО и ЧС, мобилизационная работа

13 Опека и попечительство

14 Реализация административной реформы

15 Архивное дело

16 Профком

Документы в разделах расположены по номинальному признаку и степени значимости вопросов в логической последовательности.  

Заполнение граф номенклатуры дел организации 

·     в графе 1 «Индекс дела» проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного в организации цифрового обозначения структурного подразделения и порядкового номера заголовка дела по номенклатуре дел в пределах структурного подразделения. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами. Например: 01-02, где 01 – индекс структурного подразделения, 02 – порядковый номер заголовка дела по номенклатуре дел.

·     в графу 2 «Заголовок дела»  включаются заголовки дел, предполагаемых к заведению или переходящих с прошлого года.

Порядок расположения заголовков дел внутри разделов номенклатуры организации определяется степенью важности документов и их взаимосвязью. Вначале располагаются заголовки дел, содержащих организационно-распорядительную документацию. При этом заголовки дел, содержащих постановления и приказы вышестоящих организаций, располагаются перед заголовками дел с приказами руководителя организации. Далее располагаются заголовки дел, содержащих плановые и отчетные, справочно-информационные документы и др. Журналы регистрации документов, как правило, располагаются в конце каждого раздела перед резервными номерами.

Заголовок дела должен четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела. Не допускается употребление неконкретных формулировок (например, «Входящая документация», «Разные материалы», «Переписка с другими организациями»), а также вводных слов, сложных оборотов и сокращенных наименований. Аббревиатура также не допускается.

Заголовок строится в следующей последовательности:

- название вида дела (переписка, журнал и др.) или разновидности документов (протоколы, приказы, распоряжения);

- название организации или структурного подразделения (автор документа);

- название организации, которой будут адресованы или от которой будут получены документы (адресат или корреспондент документа);

-  краткое содержание документов дела;

- название местности (территории), с которой связано содержание документов дела, (при необходимости);

- дата (период), к которым относятся документы дела

Часто в заголовках употребляется термин «документы», который в обязательном порядке требует расшифровки основных видов документов в деле, для определения точного срока хранения. Например «Документы (объяснительные, докладные, записки, справки, информации) о служебных проверках муниципальных служащих. Рекомендуется указывать в скобках не менее 3-х видов документов.

В заголовках дел, содержащих переписку, указывается с кем и по какому вопросу она ведется.

Заголовки дел по вопросам, не разрешенным в течение одного года, являются «переходящими». Они вносятся в номенклатуру дел организации следующего года с тем же индексом.

Заголовки дел в каждом разделе необходимо объединять в группы по номинально - тематическому принципу (например, вместе все «приказы», «планы», «отчеты», «переписку» и др.).

В течение года в номенклатуру дел организации вносятся новые дела, не предусмотренные номенклатурой. С этой целью в конце каждого раздела номенклатуры оставляются резервные номера.

Заголовки дел могут уточняться в процессе формирования и оформления дел.

         Документы с грифом «ДСП» включаются в номенклатуру дел организации под отдельными номерами. В графе «Примечание» делается соответствующая отметка «ДСП».

         Не подлежат включению в номенклатуру дел организации дела секретного делопроизводства, а также печатные издания, брошюры, справочники, словари и др.

·     Графа 3 «Кол-во ед.хр.»  заполняется по окончании календарного года, в ней указывается количество единиц хранения сформированных за год.

·     в графе 4 «Срок хранения и № статей по перечню» указываются срок хранения дела, номера статей по типовому, ведомственному перечню, а при их отсутствии – по типовой или примерной номенклатуре дел, присланной вышестоящей организацией, а также сроки хранения, установленные федеральными и иными нормативными правовыми актами, и их реквизиты, например: 

- «6 лет, Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ». 

Если в номенклатуре дел присутствуют отдельные категории документов, срок хранения которых не предусмотрен перечнями документов, сроки их хранения определяют специалисты администрации муниципального образования, и представляют на согласование Экспертной комиссии  администрации муниципального образования или ЭК архивного отдела (муниципального архива) администрации.

В этом случае в графе 5 «Примечание» должна быть ссылка на           № протокола и дату его проведения, на котором были рассмотрены сроки хранения для данных документов. Один экземпляр протокола подшивается к номенклатуре, второй передается с номенклатурой в архив.

Также в графе 5 «Примечание» в течение всего срока действия номенклатуры проставляются отметки о переходящих делах, о выделении дел к уничтожению, о передаче дел в другую организацию или отдел, о передаче дел в архив администрации, о виде материального носителя информации и т.д.

По окончании года в конце номенклатуры дел организации заполняется итоговая запись о количестве заведенных дел, отдельно постоянного и временного хранения и учитываются переходящие дела. Сведения, содержащиеся в итоговой записи номенклатуры дел организации, в обязательном порядке сообщаются в архивный отдел (муниципальный архив) администрации, о чем в номенклатуре дел организации проставляется отметка с указанием должности лица, сделавшего отметку, и расшифровки его подписи.

 

Определение конкретных сроков хранения документов

Сроки хранения документов зафиксированы в специальных справочниках - Перечнях документов со сроками хранения, которые составляются архивными учреждениями или, если они готовятся ведомством, обязательно согласовываются с Центральной экспертно-проверочной комиссией (ЦЭПК) Росархива.

Управленческие документы со сроком их хранения приведены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558. Этим Типовым перечнем мы руководствуемся в работе.

В Типовом перечне находят отражение сроки хранения документов, общих для всех организаций. Естественно, что каждая организация ведет свою специфическую деятельность, и документы, в которых она отражена, могут отсутствовать в Типовом перечне. Для определения сроков хранения таких документов следует воспользоваться другими перечнями ведомственными (ЗАГСА, медицинскими, др.) или использовать сроки хранения документов, приближенных к ним по своей значимости.

В Типовом перечне иногда вместо конкретных сроков хранения стоят пометки:

- «до минования надобности» (ДМН) - это означает, что документы имеют только практическое значение, срок их хранения определяет сама организация, но не менее 1 года;

- «до замены новыми» (ДЗН) - документы имеют нормативно-определенный срок хранения и используются в работе до их отмены или замены новыми (например: Положение об отделе, должностные инструкции);

- «ЭПК» - документы или их часть могут иметь научное или практическое значение, и поэтому по истечении основного указанного срока хранения они дополнительно просматриваются ЭК архивного отдела для уточнения возможностей их дальнейшего хранения или выделения к уничтожению.

Одно из основных требований, предъявляемых к номенклатуре, - в дело не помещаются вместе документы постоянного и временного сроков хранения, так как дела с документами разного срока хранения в дальнейшем обрабатываются по-разному, и если в деле они размещены, то его при подготовке к дальнейшему хранению придется переформировывать.

Если дело состоит из копий документов, то это необходимо отразить в заголовке дела. Для дел, сформированных их копий или вторых экземпляров устанавливается срок хранения «до минования надобности» (ДМН) независимо от срока хранения оригиналов документов, в том числе, для документов постоянного хранения.

Срок хранения исчисляется с 1 января года, следующего за годом окончания дела. Например, исчисление срока хранения дела, законченного делопроизводством в 2010 году, начинается с 1 января 2011 года. Следовательно, документы за 2010 год, имеющие срок хранения 5 лет, могут быть отобраны к уничтожению в 2016 году.

Уменьшение сроков хранения, установленных Примерной номенклатурой, не допускается. Увеличение сроков хранения документов может иметь место в тех случаях, когда это вызывается спецификой работы органов местного самоуправления муниципальных образований. Предложение об изменении установленного срока хранения документов в обязательном порядке рассматривается экспертной комиссией (ЭК) администрации, согласовывается с соответствующим муниципальным архивным учреждением. 

Порядок составления и оформления номенклатуры дел организации

Номенклатура дел организации оформляется в следующем порядке:

-  на общем бланке организации,

- подписывается лицом, ответственным за делопроизводство,

- визируется руководителем архива или лицом, ответственным за архив,

-  согласовывается экспертной комиссией (ЭК) организации,

-  направляется на согласование экспертной комиссии (ЭК) архивного отдела (муниципального архива) администрации,

- утверждается руководителем организации.

После согласования и утверждения номенклатуры дел структурные подразделения организации получают выписки соответствующих ее разделов для использования в работе.

Номенклатура дел на предстоящий календарный год уточняется, утверждается или составляется, если ее не было, в последнем квартале текущего года (как правило, в конце декабря) и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.

Номенклатура дел муниципальной администрации должна согласовываться ЭК архивного отдела (муниципального архива), а затем ЭПК Крымгосархива не реже одного раза в 5 лет (предоставляться для контроля за делопроизводством в организации – ежегодно). В случае изменения функций и структуры организации в течение данных 5 лет разрабатывается и согласовывается в установленном порядке новая номенклатура дел.

Номенклатура дел организации печатается в 3-х экземплярах:

- первый, утвержденный экземпляр, является документом постоянного срока хранения, хранится в организации и включается в номенклатуру дел;

- второй – используется в организации в качестве рабочего;

- третий – направляется в архивный отдел (муниципальный архив) администрации.

 

Начальник архивного отдела (муниципального архива) Администрации Джанкойского района

Н.Н. Левко

 
Информация

Информация



Календарь новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Ссылки
 

Карта территорий Джанкоя

 

1

1

Центр занетости

Инспекция по труду Республики Крым

Постоянное представительства Республики Крым

Субекты Российской Федерации

Официальный портал интернет портал правовой информации

Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Крым

Управления ФМС по Республике Крым и по г.Севастополь

Управление ГИБДД МВД по республике Крым

Пенсионный фонд РФ

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Крымскому ФО

Информация для органов местного самоуправления

Народное ополчение Республики Крым

Прокуратура Республики Крым правовое просвещение

Уполномоченный  по защите прав предпринимателей в Республике Крым

Счетная палата Республики Крым

Контакты
  • Приемная: (36564) 3-34-34
  • Отдел делопроизводства и контроля аппарата: (36564) 3-24-41
  • E-mail: delo@dzhankoy-rayon.rk.gov.ru
  • Мы в социальных сетях: 
Подписка на новости
 
 
 
   
С Новым годом!